Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01

 

Указанный стандарт является базовым и определяет жизненный цикл программного обеспечения. Стандарт определяет стратегию и общий порядок в создании и эксплуатации программного обеспечения, охватывая жизненный цикл от концептуальной идеи до завершения проекта.

В отличие от Oracle CDM стандарт ISO/IEC 12207 состоит из более крупных обобщенных процессов: приобретение, поставка, разработка и т.д. (все процессы Oracle CDM сопоставимы с одним процессом в стандарте ISO/IEC 12207).

В стандарте ISO/IEC 12207 описаны пять основных процессов жизненного цикла программного обеспечения:

1) процесс приобретения определяет действия предприятия - покупателя информационной системы, программного продукта или службы программного обеспечения;

2) процесс поставки определяет действия предприятия-поставщика по снабжению покупателя информационной системой, программным продуктом или службы программного обеспечения;

3) процесс разработки определяет действия предприятия-разработчика, который разрабатывает принципы построения программного изделия и собственно программный продукт;

4) процесс функционирования определяет действия предприятия-оператора, обслуживающего систему в целом. Сюда входят консультация пользователей, получение обратной связи и т.д.;

5) процесс сопровождения определяет действия персонала, обеспечивающего сопровождение программного продукта, т.е. управление модификацией программного продукта, поддержку текущего состояния и функциональной пригодности, установку и удаление.

Кроме пяти основных процессов, ISO/IEC 12207 оговаривает восемь вспомогательных процессов, которые являются неотъемлемой частью всего жизненного цикла системы:

1) процесс решения проблем;

2) процесс документирования;

3) процесс управления конфигурацией;

4) процесс обеспечения качества;

5) процесс верификации;

6) процесс аттестации;

7) процесс совместной оценки;

8) процесс аудита.

В стандарте ISO/IEC 12207 также определяются четыре организационных процесса:

1) процесс управления;

2) процесс создания инфраструктуры;

3) процесс усовершенствования;

4) процесс обучения.

В стандарте ISO/IEC 12207 имеется дополнительный процесс, позволяющий адаптировать стандарт к условиям конкретного проекта.

Рассмотрим особенности стандарта ISO/IEC 12207.

Стандарт имеет динамический и адаптивный характер. Это обусловлено способом определения последовательности выполнения процессов и задач, при котором один процесс вызывает при необходимости другой или его часть либо вообще его исключает. Стандарт принципиально не содержит описания конкретных методов действий, а тем более заготовок решений или документации. Стандарт позволяет обеспечить качество с разной степенью организационной независимости контролирующей деятельности. Стандарт обеспечивает гибкую степень обязательности. Достаточно указать небольшое количество процессов и задач, соответствующих данному стандарту. Стандарт содержит предельно мало описаний, направленных на проектирование баз данных (возможны ситуации, когда базы данных и не используются).

Ценность стандарта ISO/IEC 12207 заключается в том, что он дает набор задач, характеристик качества, критериев оценки, охватывающих все проектные ситуации. Например, для характеристики требования к программному обеспечению предусмотрено 10 классов характеристик качества:

1) функциональные и возможные спецификации, включая исполнение, физические характеристики и условия среды эксплуатации, при которых единица программного обеспечения должна быть выполнена;

2) внешние связи (интерфейс) с единицей программного обеспечения;

3) требования квалификации (набор критериев, которые должны быть выполнены, чтобы признать продукт готовым к использованию в целевой окружающей среде);

4) спецификации надежности, включая спецификации, связанные
с методами функционирования и сопровождения, воздействия окружающей среды и травм персонала;

5) спецификации защищенности информации;

6) человеческие факторы (по эргономике и инженерной психологии);

7) определение данных и требований к базам данных;

8) установочные и приемочные требования поставляемого программного продукта в местах эксплуатации;

9) документация пользователя;

10) требования сервиса пользователя.

При использовании стандарта стороны-участники ответственны:

1) за выбор модели жизненного цикла для разрабатываемого проекта;

2) адаптацию процессов и задач к этой модели;

3) выбор и применение методов разработки программного обеспечения;

4) выполнение действий и задач, подходящих для проекта программного обеспечения.

Сайт управляется системой uCoz